МК в Нижнем Новгороде,
9 июля 2014 г.
Бессильные ведомства
320 просмотров
По словам руководителя нижегородского УФАС Михаила Теодоровича, рост жалоб в их ведомство за последнее время растет. И если в прошлом году заявители жаловались в основном на навязывание дополнительных страховых услуг при продаже полиса ОСАГО, в этом году недовольство связано с отказами в заключении договоров по причине отсутствия бланков.
Немного цифр: за десять с половиной месяцев прошлого года было 262 жалобы от автовладельцев. А с начала 2014 года цифра существенно выросла: за первые шесть месяцев в антимонопольную службу уже поступило 384 обращения. Можно говорить о высокой социальной активности нижегородцев, но в масштабах миллионного города и области цифра скромная. Тем более, что без страхового полиса машина будет стоять у подъезда – на ней долго не поездишь. В современной интенсивной жизни мегаполиса ситуация неприятная. И удивительно, что руководитель УФАС расценивает это как обыденное явление:
- Очевидный факт. Понятно, что само по себе это явление никуда не денется. Наш анализ показывает, что за этим стоит некая экономика, тарифы на полис ОСАГО долгое время не менялись, и деятельность перестала быть рентабельной. В то же время цены на автомобили и их обслуживание растут. Мы знаем, что многие компании пытаются избежать работать по ОСАГО «квазизаконными» способами. Но это проблема не потребителей, не рынка, а проблема поставщиков услуг. Поэтому мы не снижаем внимания к этому вопросу, пытаемся найти алгоритм, по которому граждане смогут без особо экстремальных затрат энергии и сил получить полис по той цене, по который они имеют полное право его получить.
Увы, в это верится с трудом. Единственный серьезный прецедент в Нижегородской области - одна из крупнейших страховых компаний региона – «Росгосстрах» - была привлечена к штрафу в размере 737 тысяч рублей. Но сейчас идут судебные разбирательства, компания не желает расставаться с деньгами. Тем не менее, об одном примечательном случае стоит сказать особо. Итак, в ноябре прошлого года нижегородское УФАС признало «Росгосстрах» нарушившим требования федерального закона «О защите конкуренции» и выдало предписание о прекращении нарушения. Дело в отношении страховщика было возбуждено ранее, в сентябре прошлого года, на основании многочисленных жалоб автомобилистов. Их было более 100. Исследуя материалы дела, антимонопольщики обнаружили любопытный документ: приказ филиала ООО «Росгосстрах» в Нижегородской области, который черным по белому предписывал сотрудникам в целях снижения убыточности по автострахованию с июля 2011 года заключать договоры ОСАГО исключительно в совокупности с иными услугами страхования. В приложении к приказу приведен перечень офисов страховщика на территории Нижегородской области, на которые распространяется действие приказа - в общей сложности 65 страховых отделов и агентств ООО «Росгосстрах». В Нижний Новгород этот приказ пришел из головного офиса «Росгосстрах». В апреле текущего года судебная тяжба дошла до арбитражного суда. Тот поддержал антимонопольщиков и не удовлетворил заявление ООО «Росгосстрах» о признании незаконным и отмене решения и предписания УФАС по Нижегородской области.
Что принесли проверки?
То, что данное судебное разбирательство абсолютно не изменило ситуацию, я знаю по собственному опыту: в том же апреле в офисе «Росгосстрах» на улице Звездинской с меня содрали лишние деньги за дополнительное страхование жизни. Поговаривают о наказании отдельных страховых компаний на сумму от 30 до 50 тысяч рублей, но эти случаи нигде не афишируются. Что же делают антимонопольщики для урегулирования ситуации? Заместитель руководителя УФАС по Нижегородской области Сергей Смирнов смог вспомнить лишь вышеупомянутый случай с компанией «Росгосстрах»:
- Была проведена проверка совместно с прокуратурой Нижегородской области по другим страховым компаниям. Нарушений антимонопольного законодательства выявлено не было. Возможно, были нарушения иных законов, помимо антимонопольного…
Здесь, как и во многих других сферах, налицо полное отсутствие межведомственного взаимодействия. Точнее, его результатов: по своей части проверили и достаточно! На вопрос, что же делать, г-н Смирнов поведал все о той же пресловутой памятке, о которой мы уже писали в прошлом выпуске «Большой дороги». Увы, о плодотворных результатах следования ей данных нет. Так же как и громких прецедентов наказания страховщиков. Тем не менее, по словам Смирнова, в Нижнем Новгороде все-таки есть компании, которые не навязывают дополнительного страхования.
Убыточный сегмент
- Эта проблема лежит в экономической плоскости, - поддержал коллег начальник управления службы по защите прав потребителей финансовых услуг Банка России в Приволжском федеральном округе Олег Чупалов. - Рентабельность данного сегмента страхования серьезно падает. В ряде регионов коэффициент убыточности ОСАГО доходит до 100 процентов. По стране чуть более 30 регионов, где серьезные проблемы с ОСАГО.
Количество жалоб растет. Но когда гражданин официально обращается в страховую с письменными заявлениями, страховая компания так или иначе реагирует на них и выдает полисы таким настойчивым гражданам. Жалобы, которые мы получаем, в большинстве своем не подтверждаются документально. Тот, кто все сделал согласно памятке, может, если не сразу, то в течение какого-то времени, получить полис. Но не ждите, когда вашу жалобу рассмотрят - ищите другие страховые компании.
О работе Центробанка по обузданию страховщиков г-н Чупалов также заявил, что она ведется. Но надеяться стоит, скорее, на изменения в законе об ОСАГО:
- Поправки предусматривают рост выплат по полисам обязательного автострахования ОСАГО, которые сильно отстали от реальных цен.
Про возможное повышение тарифов на полисы автогражданки пока деликатно умалчивается…
Роспотребнадзор также ничего не может поделать. Месяц назад начальник отдела защиты прав потребителей нижегородского управления этого ведомства Нина Цветкова констатировала, что количество жалоб растет, но связывает она это с повышением юридической грамотности населения. По ее словам, ситуация «немного улучшилась».
Получается, что для кабинетных деятелей норма, когда человек, вместо того что бы разом совершить десятиминутную процедуру, вынужден носиться с бумажками несколько дней. При этом чиновники не стесняются призывать водителей: страховых компаний много – поищите, побегайте!
Привлекать по одиночке
Кстати, еще раз по поводу жалоб. Если договор уже заключен с «допами», то на страховщиков все равно можно жаловаться. Только вот как доказать факт навязывания? Или услуга не навязанная, а «без удовольствия принятая»? Аудиозапись и видеосъемка могут выступать серьезным аргументом. Но в суде любой ушлый адвокат оформит это как «технологию продаж» - маркетинг не стоит на месте. Время на судебные тяжбы из-за тысячи рублей мало кто будет тратить. Остается надеяться только на появление по-хорошему безумных автомобильных правозащитников, которые возьмутся за подобные дела. Только кто на это гранты выделять будет? Да и экономически выходит, что сумма того же страхования жизни будет израсходована на бензин в процессе поисков «хорошей компании». А суд обойдется еще дороже.
Вывод напрашивается неутешительный: ни одно из ответственных и причастных к ситуации ведомств не может помочь нижегородским водителям обуздать страховщиков. Самое интересное, что в Нижнем еще ни одна страховая компания не соизволила официально выступить по этому вопросу. Тем временем, на нашу прошлую публикацию по данной теме пришло немало читательских откликов. В некоторых есть рациональное практическое зерно: проводить в офисах страховых компаний «контрольные закупки» и масштабно по одиночке привлекать к ответственности многочисленную армию страховых менеджеров. Увы, пока на это ни одно ведомство не способно.
Константин ГУСЕВ
Вся пресса за 9 июля 2014 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Регионы, Страховое право
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
20 января 2025 г.
|
|
РИА Новости, 20 января 2025 г.
Названы города России, где жителей больше всего тревожит падение сосулек
|
|
ТАСС, 20 января 2025 г.
АКРА подсчитало сумму премий по инвестиционно-накопительному страхованию
|
|
ТАСС, 20 января 2025 г.
В РФ предложили увеличить максимальную сумму выплат по ОСАГО до 650 тыс. рублей
|
|
Российская газета онлайн, 20 января 2025 г.
В Госдуме предложили увеличить выплаты по ОСАГО на 30%
|
|
ПРАЙМ, 20 января 2025 г.
АКРА оценило сумму премий по инвестиционно-накопительному страхованию
|
|
ПРАЙМ, 20 января 2025 г.
В ГД внесут законопроект об увеличении выплат по ОСАГО
|
|
Известия, 20 января 2025 г.
Новые стимулы: как поручения президента изменят налоговую отрасль России
|
|
Известия, 20 января 2025 г.
Дойти до полиса: общее ОСАГО для РФ и Белоруссии заработает в апреле
|
|
Ведомости, 20 января 2025 г.
Рынок инвестиционно-накопительного страхования в 2025 году резко затормозит
|
19 января 2025 г.
|
|
Город55.ру, Омск, 19 января 2025 г.
Мотоциклом — дороже. Центробанк пересмотрел тарифы ОСАГО в Омской области
|
|
За рулем, 19 января 2025 г.
Как добиться полной и справедливой оплаты ремонта автомобиля по ОСАГО? Советы Эксперта
|
|
НГС, Омск, 19 января 2025 г.
Центробанк изменил территориальные коэффициенты в ОСАГО для Омска и области
|
|
ГТРК Кубань, 19 января 2025 г.
На Кубани снизятся цены на ОСАГО
|
|
МК в Челябинске, 19 января 2025 г.
В Челябинске подешевеют полисы ОСАГО
|
|
Портал Северного Кавказа, Ставрополь, 19 января 2025 г.
В Ингушетии сотрудник ДПС оформил «аварию» для получения 500 тысяч рублей страховки
|
|
РБК (RBC.ru), 19 января 2025 г.
Экс-чиновники администрации Трампа призвали новых озаботиться адвокатами
|
17 января 2025 г.
|
|
Амител, Барнаул, 17 января 2025 г.
Банду из 39 автоподставщиков судят в Барнауле на одном процессе
|
 Остальные материалы за 17 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|